28.03.2024

Форум

Форум Обсуждения и информирования в сфере защиты животных, ухода за животными, наказания живодеров и догхантеров.

Поиск владельцев и пристройство животных (собак и кошек).

Практика и применение ст.245 УК РФ Жестокое обращение с животными и прочее.

Пожалуйста или Регистрация для создания записей и тем.

Решение суда по фонда помощи животным «Доброе сердце мира»

 2а-2115/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    02 июня 2022     г. Самара

    Ленинский районный суд г.Самары в составе:

    председательствующего судьи Т.А.Турбиной,

    при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2115/2022 по административному исковому заявлению У. Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Благотворительному фонду помощи животным «Доброе сердце мира» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

     Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Благотворительного фонда помощи животным «Доброе сердце мира», указав, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером № внесена запись о создании указанной выше организации. На основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с Административным регламентом осуществления Министерством юстиции РФ государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проводилась документарная внеплановая проверка без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности организации.

Комиссией проверяющих проанализировано движение денежных средств организации по р/с № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представленного в адрес У. ПАО Сбербанк.

Согласно анализу операций по счету организацией в проверяемом периоде получены денежные средства в размере № рублей, в том числе целевые поступления (с указанием благотворителями в назначении платежа имени и (или) ID животного) в размере № рублей.

Организацией в проверяемом периоде было использовано № рублей, из которых № рублей затраты на рекламу (контрагенты <данные изъяты>), № рублей на административно-хозяйственные расходы (заработная плата сотрудников, комиссии банка, налоги, штрафы, оплата коммунальных, юридических и консультационных услуг), <данные изъяты> 547954<данные изъяты> оплата по счетам, контрагентами по которым являются <данные изъяты>.

В указанной части расходов присутствуют траты по вышеуказанным банковским картам в размере № руб. в следующих организациях:

Тортуга (сеть табачных магазинов),

RICH FEMILI (магазин детских товаров),

EVO KHALYAL (Ресторан),

MAVI JEANS (магазин джинсовой одежды),

Красное&Белое,

Магазин одежды и обуви, Lego,

Жигулевский склад (магазин разливного пива),

ООО "СТРОЙИНВЕСТ",

ООО «Вермут» (магазин алкогольной продукции),

Летуаль,

Кафе Fullhouse,

MYBOX (доставка суши/роллы),

Кафе «Хижина»,

Госпиталь «Мать и дитя»,

Кафе «Шаверма по-питерски»,

Юг-21 (магазин цветов),

Стоматологическая клиника доктора Рахимова,

FriendsФуджи Суши (суши-бар),

Рив Гош, Самцветок №,

ООО "БИЗНЕС-ТАБАК" (магазин табака и курительных смесей),

Магазин ПивОк!,

Магазин Бойлерного пива,

Легион (магазин спортивных товаров и инвентаря),

iDevice (товары для мобильных телефонов),

Чиполучо (ресторан),

Оружейный магазин Дуплет,

Магазин авточехлов,

Рим-Париж (магазин обуви),

Горилка,

IP RAKHMANOVA S S (продажа парфюмерной продукции),

а также операции от ДД.ММ.ГГГГ, в назначении платежа которых указано «BAR» (общая сумма расходов составляет <данные изъяты>

В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов).

Исходя из анализа представленной в порядке межведомственного взаимодействия <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за вх. № Книги по УСН за 2021 раздельный учет организацией не ведется, что является нарушением пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4.5 Устава организации предусмотрено, в том числе, что утверждение благотворительных программ относится к компетенции Совета Фонда (высший орган управления).

В соответствии с утвержденными организацией благотворительными программами на 2021 год, содержащимися в материалах учетного дела, распоряжение денежными средствами в пределах утвержденных смет в целях реализации благотворительных программ относится к компетенции Хамцовой Ю. В.

Вместе с тем, согласно выписке банковского р/с №, полученной от кредитной организации ПАО «СберБанк», расходование денежных средств фонда осуществляется, в том числе, Власовым В. Ю. и Власовой А. П. (сведения об участии в деятельности организации отсутствуют).

Документы, подтверждающие законность расходования денежных средств данными лицами организацией не представлены, что является нарушением пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области 10.02.2022 в адрес фонда направлено уведомление и распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки, согласно которым организации необходимо было подготовить и представить проверяющим Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области документы по указанному в распоряжении перечню за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако вышеуказанные документы организацией не представлены, что является нарушением требований статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Согласно пункту 2.1. устава целью деятельности организации является формирование имущества фонда, в том числе денежных средств, на основе добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также иных не запрещенных законом поступлений и направление указанных средств на благотворительную деятельность. Однако, в ходе проведения проверки деятельности фонда выявлены факты нецелевого использования имущества организации с р/с №:

-Покупка в магазине «Тортуга» (сеть табачных магазинов) (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка в магазине RICH FEMILI (магазин детских товаров) (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка в магазине EVO KHALYAL (Ресторан) (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине MAVI JEANS (магазин джинсовой одежды) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине Красное&Белое (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «Магазин одежды и обуви» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «Lego» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «Жигулевский складъ» (магазин разливного пива) (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка в магазине «ООО "СТРОЙИНВЕСТ"» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка в магазине «ООО «Вермут» (магазин алкогольной продукции) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «Летуаль» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в «Кафе Fullhouse» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка в магазине «MYBOX» (доставка суши/роллы) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в «Кафе «Хижина» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка в «Госпиталь «Мать и дитя» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в «Кафе «Шаверма по-питерски» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «Юг-21» (магазин цветов) (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- Расходы в «Стоматологическая клиника доктора Рахимова»,

-Покупка в магазине «FriendsФуджи Суши» (суши-бар) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «Рив Гош» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «Самцветок №» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «ООО "БИЗНЕС-ТАБАК"» (магазин табака и курительных смесей) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «ПивОк!» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка в магазине «Магазин Бойлерного пива» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка в магазине «Легион» (магазин спортивных товаров и инвентаря) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка в магазине «iDevice» (товары для мобильных телефонов) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в «Чиполучо» (ресторан) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в «Оружейный магазин Дуплет» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «Магазин авточехлов» (ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «Рим-Париж» (магазин обуви) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «Горилка» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка у «IP RAKHMANOVA S S» (продажа парфюмерной продукции) (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- Покупка в магазине «BAR» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-Расходы в стоматологической клинике «3D панорамная диагностика» (дата ДД.ММ.ГГГГ),

- Оплата бизнес - отеля Hampton by Hilton Ufa (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Оплата бизнес-зала аэропорта (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- Оплата услуг в Клинике «Рахимова» (ДД.ММ.ГГГГ),

-Оплата «Автомойка» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-Оплата услуг в «MOY-KA» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ),

-Оплата услуг «MOYKA AQUABOT» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка «AZSOLVI» (за весь период совершено 210 операций),

-Покупка «Лукойл» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка «Газпромнефть» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка «Роснефть» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-Покупка «ООО «ВолгоНефтеПродукт» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе проверки установлены факты неоднократного грубого нарушения требований действующего законодательства в области некоммерческих организаций, а также регулирующего деятельность благотворительных организаций.

Кроме того, ранее Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области в деятельности организации фиксировалось систематическое нарушение требований действующего законодательства, выявляемое в ходе контрольных мероприятий.

Управлением, в связи с выявлением в деятельности организации нарушений действующего законодательства, вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с не устранением выявленных нарушений в установленный срок, в отношении организации и её руководителя составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении организации вынесено повторное предупреждение, однако нарушения устранены не были, в связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ Управлением направлено административное исковое заявление о ликвидации Организации и исключении её из ЕГРЮЛ.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Благотворительный фонд помощи животным «Доброе сердце мира», запись, о создании которой внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №

Представитель административного истца Синицын А.Е., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 1 год, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным выше, настаивал на удовлетворении иска, указав, что по итогам проведенной проверки выявлено, что деятельность фонда лишь косвенно направлена на достижение целей, предусмотренных ее учредительными документами, поступившие денежные средства израсходованы не по целевому назначению, что является основанием для исключения организации из ЕГРЮЛ, при этом возврат денежных средств на расчетный счет организации основанием и обстоятельством устранения выявленных в ходе проверки нарушений не является, факт нецелевого расходования денежных средств выявлен и зафиксирован.

Представитель административного ответчика Комаров А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал, по основаниям и доводам, изложенным в представленных письменных возражениях и дополнениях к ним (л.д.97-101, л.д.117), дополнив, что в настоящее время выявленные нарушения практически устранены, путем перечисления с банковской карты Власова В.Ю. денежных средств на расчетный счет организации, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела платежные поручения на сумму 174 000 рублей.

Представителем истца в рамках судебного разбирательства не доказана неоднократность выявленных нарушений, денежные средства возвращены с той же банковской карты, с которой были потрачены на нужды животных и проведенное им лечение, кроме того за счет денежных средств, принадлежащих фонду произведена оплата услуг волонтеров, в том числе на обеспечение их жильем и питанием. В большинстве поименованных в исковом заявлении магазинах приобретались одежда для животных и корм для них.

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Самарской области помощник прокурора Ленинского района г. Самара, действующий на основании доверенности Казаков Д.В. заявленные Управлением Министерства юстиции РФ исковые требования поддержал в полном объеме, согласно представленным письменным пояснениям (л.д.136-137).

Представитель Управления Федеральной налоговой службы РФ по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя (л.д.69-71).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (часть 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях).

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", который в статье 7 среди организационно-правовых форм общественных объединений выделяет общественные организации, общественные фонды и др.

           Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", которым урегулированы общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (часть 1 статьи 5 Закона об общественных объединениях).

     Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

    Исходя из подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1313, таким органом является Минюст России.

    Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

    При этом в соответствии с положениями Федерального закона № 82-ФЗ не любые нарушения законодательства Российской Федерации, а лишь неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут повлечь наступление такой меры правовой ответственности, как его ликвидация по решению суда.

Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 № 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

           Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1176313076081 внесена запись о создании Благотворительного фонда помощи животным «Доброе сердце мира» (л.д.13-16).

           Судом установлено, что на основании распоряжения начальника У. Министерства юстиции РФ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика проведена документарная внеплановая проверка без выезда по адресу местонахождения и (или) осуществления деятельности организации (л.д.17-21).

            Согласно анализу операций по р/с № в проверяемом периоде с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ организацией, получены денежные средства в размере № рублей, в том числе целевые поступления (с указанием благотворителями в назначении платежа имени и (или) ID животного) в размере № рублей.

            Из акта проведенной Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что организацией в проверяемом периоде использовано № рублей затраты на рекламу <данные изъяты>

В указанной части расходов присутствуют траты по вышеуказанным банковским картам в размере <данные изъяты> руб. в следующих организациях: Тортуга (сеть табачных магазинов), RICH FEMILI (магазин детских товаров), EVO KHALYAL (Ресторан), MAVI JEANS (магазин джинсовой одежды), Красное&Белое, Магазин одежды и обуви, Lego, Жигулевский складъ (магазин разливного пива), ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ООО «Вермут» (магазин алкогольной продукции), Летуаль, Кафе Fullhouse, MYBOX (доставка суши/роллы), Кафе «Хижина», Госпиталь «Мать и дитя», Кафе «Шаверма по-питерски», Юг-21 (магазин цветов), Стоматологическая клиника доктора Рахимова, FriendsФуджи Суши (суши-бар), Рив Гош, Самцветок №, ООО "БИЗНЕС-ТАБАК" (магазин табака и курительных смесей), Магазин ПивОк!, Магазин Бойлерного пива, Легион (магазин спортивных товаров и инвентаря), iDevice (товары для мобильных телефонов), Чиполучо (ресторан), Оружейный магазин Дуплет, Магазин авточехлов, Рим-Париж (магазин обуви), Горилка, IP RAKHMANOVA S S (продажа парфюмерной продукции), а также операции от ДД.ММ.ГГГГ, в назначении платежа которых указано «BAR» (общая сумма расходов составляет <данные изъяты> за корм для животных; <данные изъяты> за передержку животных; <данные изъяты>. - <данные изъяты> на вет. препараты) (л.д.22-27).

           Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, при проведении проверки, в отношении фонда выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Исходя из анализа представленной в порядке межведомственного взаимодействия Прокуратурой Ленинского района г. Самары ДД.ММ.ГГГГ за вх. 05-2786/22 Книги по УСН за 2021 раздельный учет организацией не ведется, что является нарушением пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация не распределяет полученную прибыль между своими участниками.

    Пунктом 4.5 Устава организации предусмотрено, в том числе, что утверждение благотворительных программ относится к компетенции Совета Фонда (высший орган управления).

В соответствии с утвержденными организацией благотворительными программами на 2021 год, содержащимися в материалах учетного дела, распоряжение денежными средствами в пределах утвержденных смет в целях реализации благотворительных программ относится к компетенции Хамцовой Ю. В..

    Однако, согласно выписке банковского р/с № (л.д.28-42), полученной от кредитной организации ПАО «СберБанк», расходование денежных средств фонда осуществляется, в том числе, Власовым В. Ю. и Власовой А. П..

Документы, подтверждающие законность расходования денежных средств данными лицами, организацией не представлены, что является нарушением пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган, осуществляющий контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, вправе запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.

    Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес организации направлено уведомление и распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки, согласно которым фонду необходимо подготовить и представить проверяющим Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области документы по указанному в распоряжении перечню за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако вышеуказанные документы организацией не представлены, что является нарушением требований статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    В соответствии с пунктом 1.4 устава Фонда, фонд является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее передачи учредителю в качестве их доходов. В случае получения дохода в результате деятельности фонда он должен направляться на реализацию уставных целей. Фонд использует имущество для целей, определенных в уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующий этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них (л.д.125-135).

    Согласно пункту 2.1. устава целью деятельности фонда является формирование имущества фонда, в том числе денежных средств, на основе добровольных имущественных взносов и пожертвований, а также иных не запрещенных законом поступлений и направление указанных средств на благотворительную деятельность.

    Предметом деятельности фонда является оказание всесторонней помощи бездомным и безнадзорным животным и объединение усилий заинтересованных лиц и организаций для оказания помощи таким животным (п.2.3 устава).

    Однако, в ходе проведения проверки деятельности организации выявлены факты нецелевого использования имущества организации с р/с №, в том числе:

-покупка в магазине «Тортуга» (сеть табачных магазинов) (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка в магазине RICH FEMILI (магазин детских товаров) (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка в магазине EVO KHALYAL (Ресторан) (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине MAVI JEANS (магазин джинсовой одежды) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка в магазине Красное&Белое (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка в магазине «Магазин одежды и обуви» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «Lego» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «Жигулевский складъ» (магазин разливного пива) (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка в магазине «ООО "СТРОЙИНВЕСТ"» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка в магазине «ООО «Вермут» (магазин алкогольной продукции) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «Летуаль» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в «Кафе Fullhouse» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка в магазине «MYBOX» (доставка суши/роллы) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в «Кафе «Хижина» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в «Госпиталь «Мать и дитя» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в «Кафе «Шаверма по-питерски» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «Юг-21» (магазин цветов) (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- расходы в «Стоматологическая клиника доктора Рахимова»,

-покупка в магазине «FriendsФуджи Суши» (суши-бар) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «Рив Гош» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «Самцветок №» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «ООО "БИЗНЕС-ТАБАК"» (магазин табака и курительных смесей) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «ПивОк!» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «Магазин Бойлерного пива» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «Легион» (магазин спортивных товаров и инвентаря) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «iDevice» (товары для мобильных телефонов) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в «Чиполучо» (ресторан) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в «Оружейный магазин Дуплет» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «Магазин авточехлов» (ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка в магазине «Рим-Париж» (магазин обуви) (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «Горилка» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка у «IP RAKHMANOVA S S» (продажа парфюмерной продукции) (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка в магазине «BAR» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-расходы в стоматологической клинике «3D панорамная диагностика» (дата ДД.ММ.ГГГГ),

- оплата бизнес - отеля Hampton by Hilton Ufa (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- оплата бизнес-зала аэропорта (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- оплата услуг в Клинике «Рахимова» (ДД.ММ.ГГГГ),

-оплата «Автомойка» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-оплата услуг в «MOY-KA» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ),

- оплата услуг «MOYKA AQUABOT» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

- покупка «AZSOLVI» (за весь период совершено 210 операций),

- покупка «Лукойл» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка «Газпромнефть» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка «Роснефть» (дата: ДД.ММ.ГГГГ),

-покупка «ООО «ВолгоНефтеПродукт» (дата: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается представленной в материалы дела выпиской по расчетному счету (л.д.28-42).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Ф. закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" положение пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку, по конституционно-правовому смыслу данного положения, предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Согласно указанному Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.

Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26, 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами (пункт 26). Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.

           Судом достоверно установлено, что ранее Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области в деятельности организации фиксировалось систематическое нарушение требований действующего законодательства, выявляемое в ходе контрольных мероприятий, в связи с выявлением в деятельности организации нарушений действующего законодательства, вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-47).

           За допущенные нарушения законодательства, в отношении организации и её руководителя составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, указанные лица привлечены к административной ответственности (л.д.48-55).

            Вместе с тем, несмотря на выявленные нарушения, Благотворительный фонд продолжает нарушение требований действующего законодательства, выявляемое в ходе контрольных мероприятий.

            Привлечение Фонда к административной ответственности, по мнению суда, является недостаточной мерой реагирования на нарушение юридическим лицом требований закона, учитывая, умышленный характер допущенных нарушений, что позволяет считать их исключительными и столь существенными, достаточными для ликвидации юридического лица в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, принимая во внимание юридический статус и уставные цели создания и деятельности Благотворительного фонда.

             В ходе рассмотрения настоящего административного дела, стороной ответчика в материалы дела представлены платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 150 000 рублей и 24 000 рублей соответственно о перечислении ИП Власовым В.Ю. на расчетный счет Благотворительного фонда данных денежных средств, одно из платежных поручений содержит назначение платежа добровольное пожертвование на уставную деятельность (л.д.102 и л.д.119).

             Вместе с тем, выявленные в ходе проверки нарушения, административным ответчиком надлежащим образом не устранены, доказательства принятия организацией всех зависящих от нее мер, направленных на устранение нарушений законодательства отсутствуют, при этом суд принимает во внимание, что возврат потраченных на неуставные цели, поступивших в фонд денежных средств в качестве благотворительной помощи не может расцениваться как устранения административным ответчиком допущенных нарушений.

             Неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, Ф. конституционных законов, Ф. законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям являются основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности (абзац третий части первой статьи 44 Ф. закона "Об общественных объединениях", подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

            Конкретный размер денежных средств, затраченных в проверяемый период на неуставные цели, подтверждают доводы административного истца, что деятельность организации лишь косвенно направлена на достижение целей, предусмотренных ее учредительным документом.

            Административный ответчик, возражая против заявленных требований, утверждает, что факт нецелевого расходования денежных средств истцом в ходе судебного разбирательства не доказан, поскольку большая часть денежных средств, отраженных У. в акте проверки как факт нецелевого использования имущества организации является результатом оказанной волонтерам помощи в виде предоставления питания, проживания и проезда, оказания медицинской помощи и страховки.

            Действительно, согласно ст. 17.1 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" доброволец (волонтер) имеет право, в том числе получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией: поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг; психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации; возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности; получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями; получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках Ф., региональных и муниципальных конкурсов и программ.

Вместе с тем убедительных доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, во исполнение требований указанного выше закона, стороной ответчика суду не представлено.

Доводы ответчика, в том числе, что в большинстве магазинах, поименованных в иске, приобретались исключительно товары для животных являются голословными и опровергаются совокупностью предоставленных административным истцом доказательств.

Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ.

Согласно пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

    В соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (зарегистрированному в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 8001) указанные решения публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

          Доводы ответчика о нарушение стороной истца процедуры ликвидации ввиду не опубликования сведений о предстоящем исключении в журнале «Вестник государственной регистрации» лишены основания и судом отклоняются, поскольку являются ошибочными, основанными на выборочном, избирательном толковании норм процессуального права, не соответствующими установленным обстоятельствам дела, так как указанная выше процедура установлена для исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, тога как в рассматриваемом случае требование о ликвидации юридического лица заявлено государственным органом, которым право на предъявление соответствующих требований предоставлено законом, в связи с чем соблюдение указанной выше процедуры, предусмотренной ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не требуется.

    Необходимо отметить, что неисполнение требований предупреждений органа юстиции уже были предметом рассмотрения спора в суде о ликвидации организации в 2021, производство по делу которого по административному исковому заявлению Министерства юстиции РФ по Самарской области прекращено в связи с отказом административного истца от иска.

    Кроме того, нельзя, согласиться с утверждением административного ответчика, что вменяемые фонду нарушения действующего законодательства и положений устава не повлекли нарушения чьих-либо прав и законных интересов, не привели к негативным правовым последствиям, поскольку в результате приведенных выше неправомерных действий были нарушены права неопределенного круга лиц, что свидетельствует о пренебрежительном отношении фонда к возложенным на нее законодательством Российской Федерации обязанностям и об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства, а также за соблюдением им законодательства Российской Федерации.

    Принимая во внимание, что сведения, изложенные в административном исковом заявлении, подтверждаются совокупностью представленных материалов и нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, административный ответчик допустил нарушения закона после предупреждений со стороны контролирующего органа, суд при оценке характера допущенных нарушений, вызванных им последствий, приходит к выводу об обоснованности заявленных Управлением Министерства юстиции требований и о наличии правовых оснований для ликвидации благотворительного фонда, поскольку допущенные административным ответчиком нарушения, в том числе, в ходе финансово-хозяйственной деятельности являются существенными, грубыми, и достаточными для его ликвидации.

    Вопреки возражениям административного ответчика, не подлежат исключению из числа доказательств приложенные к материалам дела письменные объяснения Хамцовой Ю.В., поскольку они были изложены в ходе надлежащих и никем не оспоренных проверочных мероприятий и приобщены прокурором к материалам административного иска в соответствии со статьей 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области к Благотворительному фонду помощи животным "Доброе сердце мира" о ликвидации из ЕГРЮЛ - удовлетворить.

Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Благотворительный фонд помощи животным "Доброе сердце мира", запись о создании которой внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером №

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья                                                                                            Т.А.Турбина

         Решение в окончательной форме изготовлено 10 июня 2022