27.04.2024

Суд обязал отлов безнадзорных животных обеспечить допуск в приют

Решение суда по недопуску в приют

Почти год понадобился Общественным инспекторам в области обращения с животными Росприроднадзора, отстаивать свои права в суде, чтобы обязать ООО «Добрые Люди» (исполняющий муниципальный контракт на отлов, стерилизацию, вакцинацию, возврат безнадзорных животных) исполнять требования закона.

Суть конфликта возник еще в 2022году, когда ООО «Добрые Люди» после смены руководства и учредителей, стали препятствовать и не допускать «Общественных инспекторов в области обращения с животными Росприроднадзора» в приют для безнадзорных животных по адресу: г. Самара, Красноглинский район, пос. Козелки литер А, А1, литер Э. куда помещаются отловленные животные.

Обращения в различные органы государственной власти никакого результата не приносили, даже обращения к депутату Самарской Губернской Думы РФ, обернулось скандалом.

Депутата не только не пустили в приют для отловленных животных в приемный день и время, но и послали матом.

Как результат, исчерпав все иные законные методы, мы были вынуждены обратиться в суд.

Почти год заняли судебные заседания, что бы обязать по решению суда ООО «Добрые Люди» исполнять требования закона.

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2023 года г. о. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Пряниковой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Красновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Морозова Д.Н., Пугачевой Т.Л. к ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» об обязании предоставить доступ в приют для животных,

УСТАНОВИЛ:

Общественные инспекторы в области обращения с животными (далее по тексту также общественные инспекторы, инспекторы) Морозов Д.Н. и Пугачева Т.Л. обратились в суд с иском к ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» об обязании предоставить доступ в приют для животных и признании незаконным установленного порядка посещения приюта, ссылаясь на то, что ответчик ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» осуществляет деятельность по обращению с животными без владельцев, в том числе проводит мероприятия по отлову и содержанию животных без владельцев в рамках муниципальных контрактов, заключенных с муниципальными заказчиками по итогам торгов.

Деятельность по содержанию животных без владельцев осуществляется ответчиком в приюте для животных по адресу: <адрес>

Ответчиком в настоящий момент установлен следующий порядок посещения приюта заинтересованными лицами, опубликованный на сайте ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ»: с понедельника по пятницу с 12.00 до 14.00.

При этом для посещения приюта, даже в приемные дни и в приемное время вне зависимости от того, это общественный инспектор в области обращения с животными, волонтеры, лица, разыскивающие своих животных или иные заинтересованные лица, необходимо согласовать цели визита с руководством ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», которое по своему усмотрению решает кого пускать, а кого нет.

Истцами и иными общественными инспекторами неоднократно предпринимались попытки провести общественную инспекцию в приюте ответчика, но ответчик этому препятствовал.

Общественные инспекторы были вынуждены обратиться за помощью в депутату Самарской Губернской Думы Ериной М.А., которая откликнулась на просьбы о помощи и ДД.ММ.ГГГГ выехала с общественными инспекторами и иными заинтересованными лицами в приют для животных ответчика в приемный день и в приемное время, чтобы разобраться в ситуации. Однако, ни ее, ни общественных инспекторов, не иных заинтересованных лиц в помещение приюта не пустили.

Истцы полагают, что ответчик умышлено создает препятствия в реализации прав:

-общественных инспекторов в области обращения с животными;

-волонтеров, выразивших желание принять участие в судьбе безнадзорных животных;

-лиц, выразивших желание посетить приют в установленное для посещения время;

— лиц, осуществляющих розыск своих домашних животных.

Также установленный порядок посещения приюта противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и иных общественных инспекторов в области обращения с животными, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Установленные ответчиком ограничения в посещении приюта для животных гражданами, уполномоченными осуществлять общественный контроль в области обращения с животными, являются незаконными и не могут применяться.

Закон не предусматривает возможности ограничить право общественных инспекторов на посещение приюта в дни, когда проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений.

Поскольку общественный инспектор только фиксирует нарушения, а не осуществляет помощи на добровольной основе, его нахождение на территории приюта во время санитарной обработки помещения никак не может помешать нормальной работе приюта.

Возможность посещения приютов общественными инспекторами в дни, когда производится санитарная обработка помещения, снижает риск злоупотребления правом со стороны владельцев приютов, под предлогом проведения санитарных мероприятий, препятствующих доступу на территорию приюта лиц, осуществляющих деятельность по защите животных от жестокого обращения.

Таким образом, владелец приюта обязан обеспечить возможность посещения приютов:

-заинтересованными лицами в установленное владельцами приюта время,

-волонтерами в течение всего рабочего времени приюта согласно установленному режиму работы приюта, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка помещений,

-общественными инспекторами без ограничений.

На официальном сайте ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» (<данные изъяты>

Ссылаясь на указанные обстоятельства, неоднократно уточнив исковые требования, истцы просили обязать ответчика ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» обеспечить беспрепятственный допуск истцов Морозова Д.Н., Пугачевой Т.Л. в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, на всю территорию и во все помещения приюта ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» без получения каких-либо предварительных разрешений и согласований со стороны ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», в рабочее время в соответствии с п. 8 ст. 20 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Истец Морозов Д.Н. в судебном заседании поддержал уточненное исковое заявление, просил его удовлетворить.

Представитель истца Морозова Д.Н. – Сурков Я.И. в судебном заседании поддержал уточненное исковое заявление, просил его удовлетворить.

Истец Пугачева Т.Л. в судебном заседании поддержала уточненное исковое заявление, просила его удовлетворить.

Представитель истца Пугачева Т.Л. – Тягаева Т.О. в судебном заседании поддержала уточненное исковое заявление, просила его удовлетворить.

Представители ответчика ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» Иванов А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Третье лицо Ерина М.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

Третье лицо Евдокимова И.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

Представитель третьего лица Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Представитель третьего лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

В письменных пояснениях указано, что в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №, осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и сред их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в том числе в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, в том числе принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (за исключением соблюдения требований к содержанию и использованию таких животных в культурно- зрелищных целях). Таким образом, осуществление контроля за деятельностью приютов не входит в федеральный государственный контроль (надзор), соответственно не относится к компетенции Межрегионального управления.

Представитель третьего лица Департамента ветеринарии Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Представителем третьего лица Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в письменных пояснениях указано, что законом Самарской области от 10.05.2018 №36-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением и муниципальных районов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями, включающими в себя:

— отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;

— содержание животных без владельцев в приютах для животных;

— возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

— возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей статьи 2 Закона № 36-ГД; — размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В соответствии со статей 6 Закона № 36-ГД финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 498-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными, среди прочего, отнесено установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Порядок организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 14.06.2018 № 327 (далее — Порядок). Согласно Порядку мероприятия по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке, содержанию животных без владельцев, возврату владельцам потерявшихся животных или отловленных животных без владельцев, передаче отловленных животных без владельцев заинтересованным гражданам и организациям, возврату животных без владельцев, содержащихся в приютах для животных, на прежние места их обитания, а также эвтаназии животных без владельцев и утилизации или уничтожению их трупов осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, определенные уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели заключают муниципальный контракт (договор) с уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством по результатам проведенных конкурсных процедур для обеспечения муниципальных нужд и (или) посредством заключенных прямых контрактов (договоров).

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее — Департамент), утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 15.09.2015 № 681 (далее — Положение), Департамент является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация осуществляет свои полномочия в сфере благоустройства и экологии. В соответствии с положениями Порядка и согласно возложенным полномочиям Департаментом от имени муниципального образования г.о. Самара с ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», руководствуясь пунктом 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключены муниципальные контракты: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (собаками) на территории городского округа Самара в рамках реализации переданных государственных полномочий Самарской области. Согласно п. 1.11 Постановления Правительства Самарской области от 09.01.2020 №4 (ред. от 09.06.2022) «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных без владельцев и норм содержания животных в них на территории Самарской области» говорится, что потенциальные владельцы потерявшихся животных, представители общественного контроля (надзора), добровольцы (волонтеры) имеют право посещать приюты для животных независимо от формы собственности приюта для животных в соответствии с правилами, установленными приютом для животных, в рабочие дни и в рабочее время, но не менее 2 часов в день и 5 дней в неделю.

На основании вышеизложенного решение по данному делу оставляют на рассмотрение суда, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Свидетель Баженов С.В., опрошенный в судебном заседании, пояснил, что в качестве помощника депутата приезжал в приют ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12.00 до 14.00. В приют его не пустили, оскорбляли.

Свидетель Шумилин В.А., опрошенный в судебном заседании пояснил, что в прошлом году несколько раз ездили с Морозовым Д.Н. в приют ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», примерно в июне, июле. Два раза был с Морозовым в июне, видел охранников. Морозова Д.Н. не пускали в приют, свидетель через дыру в заборе зашел в приют, Морозов Д.Н. стоял около двери в приют с удостоверением, приезжали в часы приема примерно с 10 часов до 12 часов, в воскресенье и субботу установлено длительное время посещения приюта, в понедельник и среду по два часа. Они всегда приезжали в часы приема, всё сняли на телефон. Морозова при свидетеле не пускали ни разу, после скандала ему открыли ворота. В первый раз вообще не пустили, это было примерно в июне, больше вместе не ездили в приют. Морозов, когда его пропустили пытался зайти в ангар, где животные лаяли, скулили, но его туда не пустили. Морозов Д.Н. предлагал ему также стать общественным инспекторов, но он посчитал это бессмысленным, поскольку не пропускают в приют. Если бы не было дыры в заборе, то он не смог бы зайти на территорию приюта. Приезжал в приют, поскольку искал собаку, которую забрали со двора. Причинами того, что Морозова Д.Н. не пускают в приют, считает неприязнь или боязнь, во второй раз пустили Морозова Д.Н.

Свидетель Чернышева Т.Г., опрошенная в судебном заседании, пояснила, что ездила в приют осенью, примерно в октябре, взяли еду собакам, но их не пускали. Удостоверение общественных инспекторов предъявляли, все равно не пустили. Морозов Д.Н. в приют не заходил, его не пускали. Охранник хотел вызвать полицию, был настроен агрессивно, вышла женщина, её должность не известна, не представилась, Владимир Шумилов зашел через дырку в заборе в приют, открыл им дверь, все вошли в том числе и Морозов, пошли кормить собак, приют был в ужасном состоянии, ничего не убрали из вольеров, еды не было, собаки сильно лаяли. Морозов Д.Н. в это время снимал на телефон, собаки были очень худыми. Их оттуда стали выгонять. Из амбара был сильный крик, она попросила открыть дверь, женщина сказала, что карантин, пройти туда нельзя. Тогда она ей сказала, что она работает врачом и может могу зайти в ангар, но её не пропустили, потом они ушли. Больше в приют не ездила. Когда приехали в приют, то никакого карантина не было, объявления об этом не было. Просто не пускали, когда пытались зайти в ангар, поскольку оттуда были крики, женщина не хотела пускать, была агрессивна настроена.

Свидетель Копаева Е.Е., опрошенная в судебном заседании, пояснила, что приезжала в приют ДД.ММ.ГГГГ как представитель СМИ по заданию редакции. Около приюта были люди, в том числе Морозов Д.Н. Она хотела зайти в приют, но руководители приюта и адвокат, который там не работает, специально приехал, не пускали никого, вызвали полицию. Юрист пояснил, что не даст посмотреть собак, не пустит никого из них, сделал так чтобы разговор не состоялся, полиция не стала с ими ругаться. Имеется видео, в котором её не пустили. Морозов предъявлял удостоверение, но его не пускали, сказали, что в разрешенные часы они не попали, график посещения указан на воротах, на внутренней территории где-то на заборе, на сайте нет графика посещения приюта. Когда Морозова Д.Н. не пустили, то сказали, что график посещения не совпадает, пустили Шумилина, поскольку он владелец собак, чтобы убедиться, что собаки живы. Все снимали на видео. Больше в приют не ездила. Шумилина впустили, не впустили съёмочные группы.

В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему

Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных нрав и законных интересов граждан при обращении с животными.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых, владельцы отказались (часть 1).

Приюты для животных размешаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях (часть 2).

Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными (часть 3).

Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица (часть 4).

В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг (часть 5).

В соответствии с частью 13 статьи 16 указанного Федерального закона порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 №1504 утверждены методические указания по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них.

Согласно пункту 2 данных Методических указаний под приютами понимаются государственные или муниципальные учреждения, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию животных, во владении или пользовании которых находятся отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных здания, строения и сооружения. Под животными понимаются животные, которые не имеют владельцев или владельцы которых неизвестны, животные, от права собственности на которых владельцы отказались.

Судом установлено, что истцы Морозов Д.Н. и Пугачева Т.Л. являются общественными инспекторами в области обращения с животными Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, что подтверждается удостоверениями № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, копии которых приобщены к материалам дела.

В материалы дела предоставлен приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.08.2020 №5891 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, порядка взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными, порядка выдачи удостоверения, и его формы».

Ответчик ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» поставлено на учет в налоговом органе, действует на основании Устава, утвержденного решением № единственного учредителя ООО «ДЛ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51-72, т.2).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара и ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (собаками) на территории г.о. Самара в рамках реализации переданных государственных полномочий Самарской области.

Согласно п. 4.1 услуги оказываются исполнителем в один этап с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (собаками) на территории городского округа Самара в рамках реализации переданных государственных полномочий Самарской области.

Согласно п. 4.1 муниципального контракта услуги оказываются исполнителем в один этап с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и ответчиком заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (собаками) на территории городского округа Самара в рамках реализации переданных государственных полномочий Самарской области.

Согласно п. 4.1 муниципального контракта услуги оказываются исполнителем в один этап с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» заключено соглашение о расторжении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению в животными без владельцев (собаками) на территории городского округа Самара в рамках реализации переданных государственных полномочий Самарской области.

Согласно п. 5 соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара и ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» заключен муниципальный контракт № на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (собаками) на территории городского округа Самара в рамках реализации переданных государственных полномочий Самарской области.

Согласно п. 4.1 муниципального контракта услуги оказываются исполнителем в один этап с момента заключения контракта по ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

Согласно ответу на запрос суда Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ по информации Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, муниципальные контракты с ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» заключались Департаментом в 2020, 2021 годах. Отлов собак без владельцев в 2022-2023 на территории городского округа Самара осуществляет также ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» в соответствии с муниципальными контрактами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.

Приют зарегистрирован в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии. Также у него имеется официальный сайт http://otlovsobak63.tilda.ws, где размещаются сведения о каждом поступившем животном без владельцев. Информация является доступной и открытой.

Истцы Морозов Д.Н. и Пугачева Т.Л., обращаясь в суд с иском, и в ходе рассмотрения дела указывали, что они неоднократно приходили в приют ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», в приемное время, однако, на территорию приюта их не пускают, в связи с чем она обращались в различные органы с обращениями с целью, чтобы им оказали помощь в допуске в приют.

Так, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение Пугачевой Т.Л. о неправомерных действиях со стороны работников муниципального приюта для животных «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», которые препятствуют свободному проходу инспекторов по обращению с животными на территорию приюта, а также о бездействии сотрудников полиции Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Самаре указало, что по данному факту была проведена проверка. По результатам проверки нарушений действующего законодательства РФ со стороны работников ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», а также нарушений нормативных правовых актов, регламентирующего деятельность органов внутренних дел со стороны сотрудников отдела полиции по Красноглинскому району Управления МВД РФ по г. Самаре, не установлено.

В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ №№ на обращение Пугачевой Т.Л. Департаментом ветеринарии Самарской области сообщено, что Департаментом принято решение в соответствии с п. 3.8.4 Постановления Самарской области от 30.09.2021 № 748 «Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Самарской области и признании утратившим силу постановления Правительства Самарской области от 16.07.2020 №493 «Об утверждении Порядка организации и осуществления органами исполнительной власти Самарской области государственного надзора в области обращения с животными на территории Самарской области» об объявлении директору ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» предостережения о недопустимости нарушения требований п. 12, ст. 16, п.8 ст. 20 Федерального закона РФ от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой рассмотрено обращение Пугачевой Т.Л., в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в ДД.ММ.ГГГГ году финансирование на проведение мероприятий по регулированию численности животных без владельцев в г.о. Самара составляет свыше 55 млн. рублей. Данные мероприятия реализуются в рамках заключенных муниципальных контрактов с ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» и Самарским региональным благотворительным общественным фондом «приют для бродячих собак «Хати», включающих в себя отлов животных, содержание, в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию (кастрацию), возврат на прежние места их обитания. В настоящее время отловлено 3 714 особи животных, что составляет 90% от плановой численности (4123). Доводы обращения об отказе допуска общественным инспекторам в приют для животных ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» и ненадлежащей реализации условий муниципальных контрактов нашли свое подтверждение. С целью понуждения к соблюдению требований законодательства Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой директору ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» внесено представление. Иных нарушений, в том числе прецедентов сбора животных по объявлениям, в ходе проверки не выявлено.

Депутатом Самарской Губернской Думы Ериной М.А. подано заявление начальнику ППП «Крутые Ключи» ОП по Красноглинскому району УМВД России по г.Самаре старшему лейтенанту полиции Асееву Н.С., согласно которому Ерина М.А. хотела ознакомиться с содержанием животных в приюте «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» в приемлемые часы ДД.ММ.ГГГГ в 12.40. На месте находился капитан полиции Пожаров А.А., участковый Зырянов М.С. Неоднократные просьбы к сотрудникам правоохранительных органов об оказании помощи в обеспечении прохода на территорию ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», находящегося на муниципальной земле и исполняющего муниципальный контракт, были проигнорированы. В связи с чем Ерина М.А. просила принять меры воздействия к данным сотрудникам.

В ответ на вышеуказанное заявление ГУ МВД России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ Ериной М.А. предоставлен ответ, согласно которому по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ указанный материал направлен в следственный отдел по Красноглинскому района г. Самары следственного управления Следственного Комитета Российской Федерации по Самарской области. ДД.ММ.ГГГГ материал возращен в отдел полиции, в связи с отсутствием признаком преступлений, последственных следователям следственного отдела СУ СК. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Красноглинского района г. Самары вынесено постановление об изъятии и передаче для организации дальнейшей проверки следственным отделом СУ СК. В настоящее время сотрудниками следственного отдела СУ СК проводится проверка, процессуальное решение не принято.

Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям ДД.ММ.ГГГГ № Депутату Самарской Губернской Думы Ериной М.А. сообщено, что ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» зарегистрировано в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») компонента «Меркурий». Данная информационная система предназначена для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории ЕАЭС в целях создания единой информационной среды для ветеринарии, повышения биологической и пищевой безопасности. Основываясь на сведениях, размещенных в ФГИС «ВетИС», ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» имеет несколько площадок по следующим адресам: <адрес> <адрес>, промзона Корпус ЗАО «Ветсанутильзавод», офис 1 (площадка под названием «приют для животных ООО «ДЛ»), Российская Федерация, <адрес>, стр. <адрес>, литер А, А1, литер Э (площадка под названием ООО ДЛ приют для животных»). Ветеринарные сопроводительные документы с указанных выше площадок оформляются на живых животных (собаки) в рамках отлова животных без владельцев, а также дальнейшего возврата на прежние места их обитания после стерилизации, вакцинации, маркирования. Также было сообщено, что ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» за период с 2021-2022 электронные ВСД на биологические отходы (например, трупы животных, послеоперационные биологические отходы, полученные после кастрации и стерилизации животных и др.) не оформляло. Сведениями о наличии договора на утилизацию биологических отходов ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» не располагает.

Согласно п. 2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №591 от 12.08.2020 общественные инспекторы в области обращения с животными имеют права и несут обязанности, установленные частями 5 и 6 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». общественные инспекторы в области обращения с животными имеют право самостоятельного доступа только на территорию приюта для животных и в его помещения.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Советского района г. Самары в отношении директора ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» ФИО16 вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства об ответственном обращении с животными, согласно которому установлено, что отлов собак без владельцев на территории г.о. Самара осуществляет ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» в соответствии с муниципальными контрактами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными с Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара. Прокуратурой района по поручению Прокуратуры Самарской области в связи с обращением Пугачевой Т.Л., поступившим от депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО26 проведена проверка деятельности ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ».

Совместно с сотрудником Департамента ветеринарии Самарской области (далее — Департамент) в лице главного специалиста управления государственного надзора в области обращения с животными и профилактики правонарушений в области ветеринарии департамента ветеринарии Самарской области Максимовой М.Н., ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд в приют для животных, который расположен на изолированной территории, разграниченной раздельными зонами, в специально предназначенных для этого зданиях по адресу: <адрес> Приют фактически осуществляет деятельность по содержанию животных без владельцев, проходящих по программе ОСВВ (Отлов-стерилизация-вакцинация-возврат).

Согласно п. 4 Порядка № 327 транспортировка животных без владельцев производится автотранспортным средством, которое имеет ясно читаемые надписи, содержащие сведения о юридическом лице, выполняющего работы по отлову и транспортировке животных без владельцев в приют для животных. Автотранспортное средство имеет отдельных изолированный от кабины водителя закрытый отсек, оборудованный раздельными клетками для животных.

Перевозка животных без владельцев осуществляется в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.

Вынужденная вакцинация поступивших животных против бешенства производится своевременно с оформлением актов вакцинации.

На территории приюта имеются карантинные помещения, где содержаться животные без владельцев в течении 10 дней со дня поступления их в приют.

Согласно п. 5.1. Порядка № 327 после поступления отловленных животных без владельцев в приют для животных осуществляется незамедлительный клинический осмотр и оценка состояния здоровья ветеринарным специалистом, а также обязательная идентификация (чипирование, мечение неснимаемыми и несмываемыми метками (бирки, клипсы)) всех поступивших животных без владельцев. В ходе клинического осмотра определяется общее состояние здоровья животного без владельца, наличие или отсутствие внешних признаков инфекционных заболеваний, травм, признаков жестокого обращения с животным, признаков наличия у животного владельца, а также устанавливается необходимость оказания животному неотложной ветеринарной помощи. Результаты клинического осмотра регистрируются в журнале (с оформлением карточки учета животных без владельцев по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку).

В нарушение п. 2.6. порядка № 4 при въезде на территорию приюта отсутствуют дезинфекционный барьер и дезинфекционные коврики.

В нарушение п. 4.2. Порядка № 4 при входе в лечебно-операционный корпус отсутствуют дезинфицирующие коврики. На момент проверки в лечебно-операционном корпусе не проводилось операций. При входе в операционный блок имеется дезинфицирующий коврик.

В нарушение п. 4.4. Порядка № 4 в операционном блоке отсутствовал контейнер для сбора биологических отходов.

Согласно п. 5.12 Порядка № 327 приюты для животных должны вести документально подтвержденный учет поступления животных без владельцев и их выбытия. Приют для животных разрабатывает самостоятельно форму журнала (бланка) и назначает должностное лицо, ответственное за ведение данного журнала (в том числе и оформление карточки учета животных без владельцев по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку).

Согласно п. 9.6. порядка № 327 документация о животных без владельцев и проведенных с ними мероприятиях, в том числе видеозаписи (видеофиксации) процессов возврата животных без владельцев, подлежат обязательному хранению в приюте для животных не менее трех лет.

Согласно п. 3.3. регистрация всех содержащихся в приюте животных осуществляется путем внесения информации о них в журнал движения поголовья животных в приюте для животных по форме согласно приложению к настоящему Порядку. При поступлении животного в приют и выбытии животного из приюта (в том числе в случае смерти животного) составляются соответствующие акты с внесением информации в журнал движения поголовья животных в приюте для животных.

Однако, установлены нарушения положений п. 9, п. 5.12. Порядка № 327 и п. 3.3. Порядка № 4 по порядку хранения документации, поскольку документация хранится в офисе организации, а не непосредственно в приюте.

Причинами и условиями допущенных нарушений явилось ненадлежащее исполнение сотрудниками, ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» ответственными за возврат животных владельцу.

Согласно ответу ГУ МВД России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № депутату Самарской Губернской Думы Ериной М.А. в ходе проведения проверки установлен факт возможного жестокого обращения с животными, повлекшее гибель или увечье неустановленными лицами из числа сотрудников ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», что попадает под признаки преступления, предусмотренного ст. 245 УК РФ. Данный факт зарегистрирован в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях Главного Управления МВД Российской Федерации по Самарской области за номером 8042 от 06.07.2023 для проведения проверки и принятия решения в порядке ст. 144 (порядок рассмотрения сообщения о преступлении), 145 (решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Общественному инспектору в области обращения с животными МУ Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Морозову Д.Н. Департаментом ветеринарии Самарской области в ответ на обращение сообщено, что по результатам осуществления государственного контроля (надзора) без взаимодействия с контролируемым лицом, приюту для животных ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований: п.8 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; п.1.11 Постановления Правительства Самарской области от 09.01.2020 №4 «Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных без владельцев и норм содержания животных в них на территории Самарской области».

Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенному директором ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» Тарасенко И.С. установлен следующий порядок посещения:

1.установить следующий порядок посещения Центра временного содержания отловленных животных потенциальными владельцами потерявшихся животных, представителями общественного контроля (надзора), добровольцами (волонтерами):

— посещение центра временного содержания отловленных животных без владельцев ООО «Добрые люди» потенциальными владельцами потерявшихся животных в целях их розыска, представителями общественного контроля (надзора), в том числе общественными инспекторами в области, добровольцами (волонтерами) осуществляется с еженедельно, с понедельника по пятницу с 12.00 часов до 14.00 часов.

2. Посещение Центра временного содержания отловленных животных может быть ограничено по причине проведения карантинных мер на территории приюта и в дни, в которые проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений и территории Центра.

3. запретить посещение приюта лицам, в отношении которых есть основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения.

4. В целях обеспечения безопасности лиц, посещающих Центр, установить, что приближение к животным, к вольерам с животными, а также вход в ангар с вольерами для животных и иные помещения Центра возможно только с разрешения и в присутствии сотрудников Центра временного содержания отловленных животных ООО «Добрые люди».

ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» ФИО16 вынесен приказ № «Об установлении режим работы Центра временного содержания отловленных животных ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» и дней проведения санитарной обработки и дезинфекции помещений», согласно которому на основании Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2018 № 498-ФЗ Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положений подпункта и) пункта 3 Методические указаний по организации деятельности приютов для животных и установлению норм содержания животных в них, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 23.11.2019 №1504 и положений пункта 4.9., 5.11 Порядка организации деятельности приютов для животных без владельцев и норм содержания животных в них на территории Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 09.01.2020 №4 в целях исполнения мероприятий по уборке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений приюта

1.Установлен следующий режим работы Центра временного содержания отловленных животных без владельцев общества с ограниченной ответственностью «ДОБРЫЕ ЛЮДИ»:

понедельник: с 08.00 часов до 20.00 часов (без перерыва на обеденное время),

вторник: с 08.00 часов до 20.00 часов (без перерыва на обеденное время),

среда: с 08.00 часов до 20.00 часов (без перерыва на обеденное время),

четверг: с 08.00 часов до 20.00 часов (без перерыва на обеденное время),

пятница: с 08.00 часов до 20.00 часов (без перерыва на обеденное время),

суббота: выходной, воскресенье: выходной.

2. Проводить уборку и дезинфекцию территории и помещений Центра временного содержания отловленных животных, в том числе стационара ежедневно с 08.00 часов до 12.00 часов и 14.00 часов до 20.00 часов.

3.Установить, что плановые дезинфекции, дезинсекции и дератизация (санитарная обработка) помещений и территории Центра временного содержания отловленных животных без владельцев проводятся не реже одного раза в месяц, каждую вторую и последнюю пятницу месяца с 08.00 до 20.00 часов, с использованием безопасных для животных средств.

4. Внеплановые дезинсекции и дератизация (санитарная обработка) помещений и территории Центра временного содержания отловленных животных без владельцев проводятся в случаях возникновения вспышек заразных болезней животных и смерти животных в соответствии с ветеринарным законодательством Российской Федерации.

В подтверждение исковых требований истцами предоставлены USB-флэш-накопители, на которых имеются файлы за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, из которых усматривается, что сотрудники ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» препятствуют истцам в допуске на территорию приюта и во все помещения.

В силу ч. 1 ст. 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.

Кроме того, те обстоятельства, что истцов не допускают в приют ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» подтверждаются свидетельскими показаниями Шумилина В.А., Чернышевой Т.Г., Копаевой Е.Е., а также пояснениями третьих лиц Евдокимовой И.Л., Ериной М.А.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку их показания согласуются между собой, свидетели были непосредственными участниками событий, о которых они сообщили суду, а также они соответствуют видеоматериалам, предоставленным истцами на USB-флэш-накопителях.

Из положений ст. 20 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественный контроль в области обращения с животными не осуществляется в отношении служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти. Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2). Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными (пункт 3). Общественным инспекторам в области обращения с животными органами государственного надзора выдаются соответствующие удостоверения (пункт 4).

В соответствии с п.5 ст. 20 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» общественный инспектор в области обращения с животными имеет право: 1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора; 2) содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными; 3) участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными; 4) подготавливать по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Пунктом 8 указанной статьи установлено, что при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.

Приказом Минприроды России от 12.08.2020 № 591 установлен порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными, а также порядок взаимодействия таких инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными, порядок выдачи удостоверения и его формы.

Из указанных норм федерального законодательства следует, что полномочия по определению порядка и условий посещения приютов для животных общественными инспекторами в области обращения с животными проверяемым лицам и приютам для животных не предоставлены.

В отсутствие соответствующих полномочий локальные акты ответчика могут регулировать только порядок осуществления хозяйствующей деятельности данного общества и не вправе определять условия для осуществления общественного контроля общественными инспекторами в области обращения с животными.

Оценив с соответствии ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Морозова Д.Н. и Пугачевой Т.Л. к ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный допуск общественных инспекторов в области обращения с животными Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Морозова Д.Н., Пугачевой Т.Л. на всю территорию и во все помещения приюта ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» для животных в рабочее время, поскольку в ходе рассмотрения дела предоставлены доказательства, свидетельствующие, что ответчиком ограничен беспрепятственный доступ истцов – лиц, уполномоченных осуществлять общественный контроль в области обращения с животными на территорию приюта для животных и в его помещения.

Суд находит излишним удовлетворение требований истцов о том, что обязанность должна быть возложена без получения каких-либо предварительных разрешений и согласований со стороны ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», с указанием положений Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Морозова Д.Н. и Пугачевой Т.Л. к ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» об обязании предоставить доступ в приют для животных удовлетворить частично.

Обязать ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ», ИНН № ОГРН №, обеспечить беспрепятственный допуск общественных инспекторов в области обращения с животными Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Морозова Д.Н., Пугачевой Т.Л. на всю территорию и во все помещения приюта ООО «ДОБРЫЕ ЛЮДИ» для животных в рабочее время.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Т.Н. Пряникова

Уникальный идентификатор дела: 63RS0041-01-2023-000695-04

Дата поступления: 28.02.2023

Решение вступило в законную силу: 18.11.2023


Собака умирает попав в приют (видео)
Хотите вернуть собак — идите к мэру Лапушкиной. (6-ть видео)
Что делать, если потерялось домашнее животное — как искать. (образец заявления о пропаже домашнего животного)

Нажав на кнопку поделиться в соц.сетях — Вы помогаете распространить информацию о проблеме.

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x